О необходимости создания образовательных и научных центров, независимых от путинского режима

Рано или поздно на территории, ныне контролируемой преступной группировкой, действующей под лейблом «российское государство», нужно будет начинать устраивать жизнь заново. Неважно, когда наступит этот момент — через год или через сто лет. Рано или поздно эта система перестанет существовать — в результате ли масштабного социального взрыва, экономического коллапса или внешнего силового вмешательства.

Для переустройства жизни потребуются новые кадры — специалисты в области различных наук, в особенности социальных и гуманитарных, говорящие по-русски, знающие мировую и местную историю.

Однако на описываемой территории кадры требуемого качества не могут сформироваться в достаточном количестве. Значительное количество интеллектуалов, обладающих полноценным гражданским самосознанием, обитающих на подконтрольном путинскому режиму пространстве, атомизированы, не имеют сколько-нибудь полноценной коммуникации с себе подобными. Наиболее морально чистоплотные не являются даже формальными членами официального академического сообщества — поскольку словосочетание «академическое сообщество» по отношению к постсоветскому симулякру может быть употреблено лишь в кавычках.

Так называемое «академическое сообщество» на означенной территории (при всем моем уважении к некоторым отдельным его представителям) деморализовано почти что в такой же степени, как и все остальное население. Научные работники, как правило, являются государственными служащими, находятся под прессингом администраций учебных заведений, в которых они работают. Многие вовлечены в коррупционные схемы — а если не вовлечены, то связаны круговой порукой молчания. Столь же деморализована и студенческая среда — огромное количество студентов попадает в ВУЗы при посредстве коррумпированных структур. Все эти факты не способствуют формированию специалистов в области гуманитарных и социальных наук, которые должны являться одним из мощных творческих начал, формирующих гражданское общество. Коррупция, административный прессинг и идеологическая ангажированность авторитарной властью — среда, в которой не могут полноценно развиваться науки о человеке, обществе и культуре. Эти науки в результате деградируют, отрываются от науки мировой и в итоге превращаются в псевдонауки, чьей задачей является не познание, но создание разнообразных псевдопатриотических мифологем.

На Западе российские специалисты в области гуманитарных и социальных наук, как правило, не востребованы — даже те, кто является специалистом без всяких кавычек. Гуманитарная наука гораздо теснее связана с натальной языковой средой, чем науки естественные и технические. Однако есть и другая сторона проблемы. Востребованный на Западе гуманитарий переключается на решение задач, стоящих перед той или иной социальной группой в западном обществе. Проблемы же постсоветского пространства имеют свою специфику — и западная система университетского образования не готовит специалистов, способных решать задачи такого рода. Изучение гуманитарных и социальных проблем постсоветского пространства — область, фактически не исследуемая в западном академическом сообществе. Финансирование «советологических центров» после распада СССР было урезано до нулевых значений в пределах допустимой погрешности. Вакуум во многом был заполнен явно или скрыто аффилированными с нынешней «российской» властью структурами — в частности, РПЦ МП и различными лоялистскими по отношению к путинскому режиму эмигрантскими организациями — что коррумпирует исследовательскую среду и превращает исследовательские центры в центры путинской пропаганды.

В этих условиях представляется необходимым формирование альтернативной системы образовательных и научно-исследовательских центров, занимающихся гуманитарной и социальной проблематикой, нацеленных на изучение реальности постсоветского пространства, полностью независимой от российского государства и государственно-олигархических российских бизнес-структур. Эти научно-образовательные центры должны вести свою деятельность на русском языке и языках народов, населяющих в той или иной степени подконтрольное путинскому режиму пространство.

С одной стороны, эти центры должны привлечь исследователей, преподавателей и студентов из числа людей, являющихся выходцами из постсоветского пространства, постоянно проживающих в странах западных демократий, но считающих своим долгом способствовать развитию гражданского общества у себя на родине. С другой стороны, эти центры должны привлекать творческие силы из постсоветских стран, в которых утвердились авторитарные режимы — сутью этого процесса была бы не «утечка мозгов», но напротив, интенсификация усилий, направленная на социальное, культурное и гражданское развитие этих стран. Для осуществления этой цели необходимо, во-первых, работать над облегчением выезда ученых и студентов из этих стран (в частности — по научным и рабочим визам), а во-вторых — развивать системы дистанционного образования и ведения научной работы.

Таким образом, диаспора выходцев из авторитарных постсоветских стран смогла бы в будущем сыграть для этих стран роль, аналогичную, к примеру, диаспоре прибалтийских стран, которая внесла огромный вклад в их развитие после обретения ими независимости от большевистско-чекистского режима.

Обращаюсь к тем интеллектуалам, кому близки высказанные в этом тексте идеи. Возможно, кто-то знает о уже существующих проектах такого рода — в этом случае прошу дать мне знать о них. Если же о таких проектах сочувствующим читателям неизвестно — давайте объединим усилия и проведем необходимую подготовительную работу, соберем программы курсов и исследований, обрисуем план создания такого центра (пусть поначалу и небольшого), после чего можно будет начать изыскивать средства на его функционирование.

Дмитрий Ахтырский

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *